Житие святого благоверного великого князя Александра Невского

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». «Княжеский постриг» отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершил святитель Симон, епископ Суздальский. От благодарного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту Русской Церкви и земли Русской.

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав «посадил» своего сына самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак. Отец, Ярослав (Феодор), благословил молодых при венчании чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а после его кончины была перенесена в Кострому.

ХIII век – трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своём пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр – великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской.

В 1240 году «король римской веры из полуночной страны», Швеции, собрал великое войско и на множестве кораблей послал его к Неве под командованием своего зятя, князя Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, - я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр (ему не было тогда ещё 20 лет) долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, стани в помощь мне». Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов.

И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в крещении Филипп) видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Святой благоверный князь Александр повелел никому не говорить о чуде, но ободрённый, мужественно повёл войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Небесное воинство незримо помогало православному воинству: на следующее утро на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, нашли множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1242 году им удалось захватить Псков; враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, а 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера дал Тевтонскому ордену решительное сражение. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замёрзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Но помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы в Ледовом побоище были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были теперь надёжно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В том же 1242 года святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников, нужна была «кротость голубя и мудрость змеи». Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь.

Завещанный отцом союз с Золотой Ордой, необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси, продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который занимался в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ.

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татаро-монгольским игом надеялись на помощь Европы. Но святой Александр помнил и о судьбе Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами, и о том, что князь Даниил Галицкий за союз с Римским папой, ничего ему не давший, заплатил изменой Православию – унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда в 1248 году послы папы явились к нему, он написал в ответ: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем».

В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига. Святому Александру пришлось опять ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар.

Вскоре святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал этот поход «тёмным», так как русское войско шло сквозь полярную ночь. Во тьму язычества святой Александр нёс свет Евангельской проповеди и православной культуры: всё Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Орду, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке, который хотя и принял ислам, но нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси.

В 1262 году во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав её тем самым заслоном для Руси с Востока.

Будущее Руси было спасено, долг святого благоверного князя пред Богом выполнен, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце на Волге, в Феодоровском монастыре, 14 ноября 1263 года князь-подвижник предал свой дух Господу, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада мои, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября 1263 года, при погребении его в соборной церкви Рождественского монастыря во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно»: митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать руку покойного, чтобы вложить напутственную духовную грамоту, но святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра.

Житие святого Александра Невского было написано уже в 1282 – 1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который сразу стал центром церковного почитания святого князя (ныне там стоит ему памятник). Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой – 1380 году, и тогда же было установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось на Московском Соборе 1547 года.

К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали во все последующие времена. 30 августа 1721 году Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург – новую, северную столицу, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, проехав через Москву, Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Новгород, Хутынский монастырь, Старую и Новую Ладогу, Шлиссельбург, святые мощи 30 августа 1724 года прибыли в Петербург. Император, встречавший галеру с мощами, сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла; причалив у Александро-Невской Лавры, они внесли мощи в новый Троицкий собор. Тогда же Петром I было задумано учреждение первого военного ордена в России – в честь святого Александра Невского; орден был учреждён в 1725 году, уже после кончины императора, его супругой Екатериной I. В 1750 году по повелению дочери Петра I Елисаветы для мощей благоверного князя была изготовлена серебряная гробница.

В 1916 году, в связи с тревожной обстановкой на фронте, предполагали эвакуировать городскую святыню – мощи святого Александра Невского; комиссия Синода освидетельствовала мощи, но эвакуация не была осуществлена. В мае 1920 года мощи святого князя были вскрытии, рака опечатана; с 1922 года мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, рака – в Государственном Эрмитаже. 3 июня 1989 года трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) мощи святого Александра Невского были возвращены в собор.

20 сентября 2007 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского прибывает из Александро-Невской Лавры в храм Христа Спасителя. Пройдя по епархиям Русской Православной Церкви, посетив Ригу, Псков, Новгород, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург, Калининград, мощи остаются для постоянного пребывания в храме Христа Спасителя.

Память благоверного великого князя Александра Невского празднуется 23 ноября/6 декабря, 30 августа/12 сентября и 21 мая/3 июня, а также в дни соборных памятей Владимирских, Карельских, Новгородских, Петербургских, Ростовских, Тульских и Эстонских святых.